На сегодняшний день в мире насчитывается около 400 сортов гортензий. Один из них – сорт Dentelle de Gorron ( Кружево Горрона) имеет весьма интересную историю.
Сам сорт молодой, выведен селекционером Жаном Рено во Франции в 2013 году. Высотой около 2 м, с большими соцветиями около 30-35 см, идеально белого цвета с тонким и нежным ароматом. Цветки расположены на длинных цветоножках и создают эффект ажурного кружева. Поговаривают, что свое название сорт получил из-за тонкой ажурности соцветий, которые навеяли селекционеру воспоминания из детства о кружевных узорах в доме бабушки.
Но откуда же появилось само Горронское кружево? И вот здесь начинается настоящий детектив.
Кружево, т.е. украшение тканей вышитым орнаментом, появилось давно, даже у некоторых египетских мумий одежда украшена каймой с орнаментами.
Но настоящий расцвет этого искусства произошел в Италии в XV-XVI веке. Именно тогда появилась сложная техника плетения и создания удивительных узоров.
Первоначально, кружева выполнялись золотыми и серебряными нитями. Но в XIV веке в Венеции вышла первая публикация о кружевах изо льна. В те времена лен привозили из Фландрии. Изготовление кружева шло в подвальных помещениях, поскольку только такие условия позволяли нитям оставаться мягкими и податливыми.
Во Франции моду на кружева привезла с собой Екатерина Медичи, флорентийка по происхождению. Своим кружевным нарядом на свадьбе в 1533 году она произвела настоящий фурор.
Некрасивой флорентийке маленького роста и с большой головой пришлось сильно постараться чтобы завоевать сердце будущего мужа.
В ход пошло все. И обувь на каблуках, которая сделала ее значительно выше, и целая армия поваров, которые 34 дня (именно столько длилась свадьба) ублажали мужа и гостей высокой романской кухней.
А еще 34 вида мороженого (столь любимое нами желато) по одному на каждый день.
С этого момента Екатерина Медичи стала законодательницей мод, а вместе с ней пришла во Францию и мода на кружева. А кружевной воротник со свадьбы получил название «Медичи».
Ручная работа кружевниц всегда оценивалась дорого, а наличие таких изделий указывало на высокий статус владельца (Как дом на Рублевке или феррари).
Но после свадьбы Медичи и Генриха IV началась настоящая гонка за статусом, чем больше кружев – тем выше статус. И кружева становятся не просто большими, а исполинскими, причиняя неудобства своему счастливому обладателю. Самые большие воротники имели в ширину более 30см и мешали движению головы. Смотреть под ноги или принимать пищу тоже было весьма проблематично. Назывались такие конструкции – мельничный жернов или колесо телеги. Для поддержания такого воротника использовался каркас.
Вместе с размером воротничков растет и стоимость изделий. Она становится непомерной. Из-за них влезают в долги, садятся в тюрьму, разоряются и даже заканчивают жизнь самоубийством.
Настоящее кружевное потемнение разума, как и «Тюльпанное безумство» в Голландии примерно в это же время.
К моменту воцарения на трон Франции короля-солнце Людовика XIV. кружевное безумство достигает вершин. Кружевами украшается все – от одежды до дверных ручек. Франция тратит на кружева бюджет небольшой страны. В это время заклятые друзья – Фландрия и Венеция – лишь богатеют на своей монополии.
Выход нашел министр финансов Франции, а по сути – глава правительства – Жан-Батист Кольбер.
Он выписывает 30 кружевниц из Венеции, Фландрии, Ипра (город, знакомый всем по химическому оружию – газу Иприт) и поселяет их в собственном замке Лонрэ недалеко от Алансона в 1665 году, учреждая первую королевскую кружевную школу.
Отсюда кружевное дело распространяется по региону, включая городок Горрон, который находится вблизи Алансона.
В течении года шло обучение, и вскоре, первые образцы показали Королю-Cолнце. Восторгу не было предела, образцы были одобрены и был полностью запрещен импорт кружева во Францию. Импортозамещение XVII века.
Примерно в это же время хлопок отвоевывает свое место у льна и начинает использоваться в кружевах, что делает процесс производства не только более удобным и быстрым, но и более дешевым. И уже к XVIII веку Италия практически полностью уходит с мировой сцены производства кружев – их заменяет Франция, а чуть позже, с созданием прядильных станков – Англия. А еще позже – Китай.
Вот такая история …..
Очень интересно, надеюсь на продолжение по истории кружева в России)